«Нужно любить то, что делаешь»: Алексей Лёвин: от ученика мраморщика до Героя Соцтруда
Сергей Зеленцов
8 мая Алексею ЛЁВИНУ — председателю Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России», заслуженному строителю РСФСР, Герою Социалистического Труда — исполняется 87 лет. Свой трудовой путь он начал в далеком 1952 году учеником мраморщика. Участвовал в строительстве и в реконструкциях огромного числа объектов как в Москве, так и во многих городах страны. При его непосредственном участии обновлялись вокзалы в Баку, Тбилиси, Красноярске и все вокзалы столицы, а также аэропорты в Минеральных Водах, Киеве, Тбилиси, Таллине. Под его руководством велись работы на станциях метро и мостах Москвы, на объектах спорта и здравоохранения. Он участвовал в строительстве ВАЗа, КАМАЗа, БАМа и многих историко-культурных объектов, в том числе мемориального комплекса на Поклонной горе, Храма Христа Спасителя, реконструировал Гостиный Двор, Манежную площадь и резиденцию президента РФ.
Алексей Гаврилович, как вы стали строителем?
Я отношусь к поколению детей войны, поэтому своими глазами видел, насколько была разрушена страна. Со временем, понимая необходимость восстановления народного хозяйства, а значит, и нового строительства производственных зданий и жилых домов, определился и со своей будущей профессией. Другую, более созидательную специальность в то время даже и придумать было сложно: стране нужна была реальная помощь каждого.
Был в вашей жизни человек, оказавший на вас судьбоносное влияние?
Мне повезло в жизни на хороших людей, в их числе Сергей Купреев, Альберт Иванов, Ефим Басин, Гаджи Шайдаев, Владимир Брежнев. И конечно, нельзя не отметить, что главные люди в жизни человека — его родители, оказывающие своим примером неизгладимое влияние на подрастающего и формирующегося ребенка.
Отдельно хочу рассказать о товарище моего отца — Валерии Яковлевиче Гончарове, который работал специалистом-отделочником. Видимо, приглянулся я ему: он предложил обучить меня азам своего мастерства. Можно сказать, благодаря ему я и начал свой трудовой путь в строительстве. Именно он был моим первым бригадиром-наставником на работах в Елоховской церкви — и остался им на многие годы. Вскоре взял меня с собой на отделку Дома правительства в Тбилиси. Так я попал в уникальный строительный поезд №901, преобразованный впоследствии в управление «Союзметроспецстрой».
Вы принимали активное участие в строительстве БАМа. Расскажите о наиболее ярких моментах того времени.
Да, я участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали, официальное открытие которой состоялось 27 октября 1984 года. Ярко запомнилась поездка в качестве пассажира первого поезда от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, увенчавшая завершение этого грандиозного проекта.
Какими принципами вы руководствуетесь в жизни?
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. Это сказал не я, это Горький, но на протяжении всей своей жизни руководствуюсь именно этим лозунгом.
Хотели бы что-либо поменять в своей жизни?
Мне не надо ничего менять, я всю жизнь занимался любимым делом. Шел по восходящей, по трудной дороге строителя. Я горжусь своей судьбой, давшей мне возможность участвовать во многих важных событиях. В 1990 году страна высоко оценила мой труд: я был награжден высшим званием — Герой Социалистического Труда.
Случалось ли вам делать что-то, противоречащее вашим убеждениям?
Нет, это против моих принципов. Я всегда следую намеченной цели, не сворачивая со своего пути. Мой принцип: «Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делать».
Вы — счастливый человек?
Безусловно! Задач на жизненном пути много. Жизнь — это борьба за справедливость, постоянное преодоление трудностей, но тем не менее… Давайте опять вспомним Горького: «Нужно любить то, что делаешь…»
Какие качества вы цените в человеке больше всего?
Честность, порядочность, доброту и упорство в достижении целей, а также благожелательное отношение к людям.
Как оцениваете современных строителей?
Они идут дальше по пути развития профессии и на своем творческом пути шлифуют свои умения, навыки, а мы, старшее поколение «Трудовой доблести России», оказываем им большую помощь. В этом я вижу свою высокую миссию. Но главное должно оставаться неизменным у всех — ответственное и честное отношение к своему труду.
Что является самой большой гордостью в вашей жизни?
Создание Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России», объединившей трудовую элиту нашей страны. Ее главной целью стало возрождение трудовых профессий, возвеличивание Человека Труда. Через пример людей старшего поколения, отмеченных высшими наградами родины, наша организация показывает молодежи, что только труд, как и всегда, является делом чести, доблести и гордости.
2022-2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий. Как вы считаете, в стройотрасли наука важна?
Да, я понял сразу, что без научного подхода не может существовать никакая деятельность, тем более в строительной сфере, и в 1988 году защитил кандидатскую диссертацию. Затем опубликовал более 10 научных работ, в том числе «Технологию облицовочных работ природным камнем» (2001), а сегодня являюсь членом Академии инвестиций и экономики строительства, почетным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, академиком Академии транспорта, членом Международной комиссии при Лондонском институте инженеров-строителей.
Расскажите о планах на ближайшее будущее…
Планов у нас много. Первоочередные — содействие возрождению экономики, науки, культуры и духовного потенциала России, обеспечение подлинной защиты интересов Человека Труда, возрождение в обществе уважительного к нему отношения.