Счастливого пути! В преддверии Дня дорожника Марат Хуснуллин рассказал «СГ» о ремонте и строительстве магистралей
t.me/mkhusnullin
Каждый год 15 октября сотни тысяч строителей отмечают свой профессиональный праздник — День работника дорожного хозяйства. В последние годы строительство дорог в России активизировалось, более того, стало драйвером развития регионов. О реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), планах по созданию новых транснациональных маршрутов и влиянии дорожного строительства на экономику «Стройгазете» рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат ХУСНУЛЛИН.
Марат Шакирзянович, с какими итогами подходят дорожники к своему празднику?
Несмотря на непростую внешнюю ситуацию, дорожное строительство показывает хорошие результаты: в 2022 году нам удалось побить рекорд и отремонтировать 176 млн квадратных метров дорожного полотна, в этом году планируем достичь еще более высокой планки — 180 млн «квадратов». В работе находятся как федеральные трассы, так и региональные, местные дороги. С начала года дорожники в рамках БКД ввели в эксплуатацию более 2,7 тыс. объектов.
Реализовывать такой большой объем нам помогает профильный нацпроект «Безопасные качественные дороги». Это значимые для населения трассы, необходимые для единого транспортного сообщения городских районов, райцентров, важных социальных и туристических объектов.
Еще одним важным достижением этого года стал закон, определивший, что такое опорная дорожная сеть (ОДС). Поясню: раньше федеральный центр отвечал за федеральные дороги, регионы — за региональные, муниципалитеты — за муниципальные, и не было никакой увязки этих проектов. Людям ведь все равно, по дороге чьей подведомственности они едут, — а у нас бывало, что трасса вроде бы одна, а хорошие и плохие участки чередуются — из-за того, что у властей разного уровня то сроки ремонта не совпадают, то деньги на работы не заложены.
Теперь законом определено, что ОДС — это 138 тыс. км федеральных и региональных трасс, это основные дороги, по которым движутся грузы и пассажиры. Мы их законодательно закрепили и поставили задачу до 85% привести в нормативное состояние к 2027 году.
Недавним важным событием стало открытие участка трассы М-12…
Трасса М-12 вообще является ключевым дорожным проектом этого года. В сентябре запустили движение на 308 км от Москвы до Арзамаса — вдобавок к прошлогодним 107,2 км. Уже сейчас автомобилисты могут сократить время в пути до Владимира, Арзамаса, Нижнего Новгорода. Открытие этого участка стало важным этапом в развитии единого транспортного маршрута «Россия».
Расскажите подробнее о формировании транснациональных коридоров.
Сегодня ведется активная работа над несколькими транспортными коридорами. Например, коридор «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока предполагает расширение и реконструкцию существующих дорог, а также строительство новых участков. Сейчас ведем активную работу по строительству трассы М-12 «Восток». Обсуждая дальнейшие планы развития трассы, мы приняли решение интенсифицировать работы по ее продлению, чтобы открыть движение до Казани, следом до Екатеринбурга и Тюмени. Далее пройдем через Омск, Новосибирск, Улан-Удэ, Читу, Хабаровск до Владивостока. Частично трасса будет интегрирована в существующую дорогу. Таким образом, после завершения всех работ Санкт-Петербург и Владивосток свяжем единой магистралью протяженностью около 12 тыс. км.
Также активно идут работы по развитию международного транспортного коридора «Север—Юг». В этом году мы уже с опережением сроков открыли движение на обходе Аксая в Ростовской области и на дальнем западном обходе Краснодара, на этом же транспортном маршруте в 2024 году запланировано открытие обхода Твери протяженностью 64 км.
Но и на этом мы не останавливаемся: идет работа по развитию транспортного коридора вдоль Каспийского моря через страны Центральной Азии и Иран для выхода в порты Персидского залива, Пакистан и Индию. Развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива всегда было приоритетом для России.
Вы упомянули об экономическом эффекте дорожного строительства. Его можно как-то оценить?
Не секрет, что транспортное строительство дает колоссальный эффект и в целом меняет структуру экономики, повышает качество жизни граждан.
Самое главное — транспорт при этом служит драйвером развития территорий: как только улучшается транспортная доступность того или иного района, там непременно появляется полноценная жизнь, территория заселяется, что, в свою очередь, генерирует поток инвестиций в новое инфраструктурное строительство.
На примере реализации проекта трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани мы видим, что дорога дает очень сильный толчок развитию регионов, находящихся в зоне ее притяжения. Запуск движения по ней положительно отразится на экономике, появятся новые рабочие места и более активно станет развиваться туризм, потому что достопримечательности окажутся доступнее и ближе.
Учитывая значимость дорожных объектов, принимаются ли какие-то меры по стимулированию строительства?
Главная стимулирующая мера — это долгосрочные планы, подкрепленные финансированием. Также надо отметить, что очень хорошо себя показывает инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов, которые мы дали регионам. Всего одобрили более 940 проектов, из них более 200 направлены на развитие дорожной инфраструктуры. Программа стартовала сравнительно недавно, сейчас набирает обороты. С начала ее запуска уже ввели 18 объектов дорожной инфраструктуры, включая мосты, тоннели, переходы; их общая протяженность превышает 30 км.
Однако чтобы ускорить строительство инфраструктурных объектов, правительство возобновляет и программу субсидирования компаний, занимающихся возведением и ремонтом наших магистралей. Теперь они смогут получать займы на опережающее выполнение заказов. Напомню, ставка по льготному кредиту для таких компаний снижена до 3%.
Нельзя не спросить про дорожные работы в новых регионах — как там результаты?
Действительно, это чрезвычайно важная, можно сказать, первостепенная задача, ведь хорошие и безопасные дороги — один из главных факторов развития новых субъектов РФ. Сегодня там на большинстве дорожных объектов строители ведут работы в круглосуточном режиме. Хочу сказать спасибо им за профессионализм и мужество. К настоящему времени в новых регионах России только силами госкомпании «Автодор» отремонтировано более 1 350 км дорог. Благодаря работе дорожников также удалось открыть движение по 18 мостам. Среди объектов, где полностью завершили работы, включая обустройство, — подъездные пути к пунктам пропуска «Гуково» и «Джанкой», участки трассы «Новороссия» вдоль Азовского побережья, участки трассы между Донецкой и Луганской Народными Республиками.
Также мы ведем работу по созданию кольцевой дороги вокруг Азовского моря. Она объединит такие города, как Ростов-на-Дону, Таганрог, Новоазовск, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ, Джанкой, Керчь, Тамань, Темрюк, Ейск, Азов. Протяженность этой транспортной артерии составит порядка 1 400 км. Та часть дорог, которая проходит по новым регионам, включена в программу социально-экономического развития этих субъектов.
Уже разрабатываем проект реконструкции существующих и строительства новых дорог. Речь идет о тысячах километров, с развязками, заправками. Уверен, это будет стимулировать развитие территорий вокруг Азовского моря — появятся гостиницы, получат импульс к развитию уже существующие населенные пункты. Транспортное кольцо вокруг Азовского моря даст толчок к изменению всех прилегающих территорий, экономика будет расти.
Марат Шакирзянович, что бы вы пожелали дорожникам в их профессиональный праздник?
Главными для нас, как и всегда, остаются люди. Благодаря их круглосуточному труду, порой не в лучших природных и погодных условиях, жизнь сотен тысяч автомобилистов становится лучше. Именно их усилиями города и люди становятся «ближе». Хочу пожелать нашим строителям-дорожникам удачи, успехов, новых достижений и открытий. А они, я уверен, еще будут!
Марат ХУСНУЛЛИН, вице-премьер РФ:
«В 2022 году в России было отремонтировано рекордных 176 млн «квадратов» дорожного полотна. План на 2023-й еще выше — 180 млн»